Моим коллегам

"Статую красит вид, а человека-деяния его"

Пифагор.

" Учителя, которым дети обязаны воспитанием, ПОЧТЕННЕЕ, чем родители: они дарят нам жизнь,а другие- добрую жизнь" Аристотель

Frederic Delarue ~ A Rainbow Of Flowers

Иногда нам тоже надо  отдохнуть.  Смотрите и наслаждайтесь.

Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция, С-Петербург, 2014г., январь.

Психологическое здоровье педагога


«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий, счастливее больного короля.»
А.Шопенгауэр, философ.

10 октября каждый год начиная с 1992 отмечается Всемирный День психического здоровья - это решение В.О.З. Самое дорогое и бесценное в нашей жизни - здоровье. Российская наука разводит понятия психологическое и психическое здоровье. Психологическое здоровье - это формирование психологически здоровой личности, которая в первую очередь способна к самоактуализации (А.Маслоу) и к удовлетворению экзистенциональных потребностей (В.Франкл), а также к умению справляться со стрессами и стремлению к личностному росту.
Психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характерного отсутствием болезненных психических проявлений, адекватная реакция поведения и деятельности.
Введение в науку термина психологическое здоровье связано с приоритетом
гуманистических ценностей в современном образовании.
В.О.З. выделяет следующие критерии психологического здоровья:
- постоянство и идентичность своего физического и психологического «Я»
- критичность к себе, к собственной деятельности
- адекватность к ситуациям и социальным обстоятельствам
- способность к самоуправлению в различных ситуациях
- способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать планы
- адаптироваться в новых ситуациях(микро- макро среде)
- способность продуктивно работать
Критерии есть, понятия есть,но почему нет здоровья???
Проблема в наше время актуальна,и не только как психологическое здоровье педагога, но и психологическое здоровье всей НАЦИИ.
Что происходит в системе образования в последнее время:
1.меняется роль педагога в образовательном процессе
2.меняется стиль работы и общения в разных возрастных и социальных группах
3.выросли требования со стороны родителей и детей к личности педагога и к самому педагогическому процессу
4.увеличивается учебная нагрузка педагога
5.неизменно растет количество документов, которые должен предоставлять педагог
6.увеличивается количество проверок со стороны руководящих органов
7.введение новых инноваций  и методик, которые порой взаимно исключают друг друга
8.на многих учителей психологически давят требования предьявляемые к аттестации
9.присутствует элемент эмоционального выгорания, растет нервно психическое напряжение педагога.
Все это и многое другое не способствует укреплению нашего здоровья.
А, что мы понимаем под здоровым образом жизни? Здоровый образ жизни- это совокупность внешних и внутренних факторов, которые обеспечивают долговечность продолжительности жизни.
По данным В.О.З. здоровье человека зависит:
-50% от образа жизни( а его мы выбираем часто сами)
-20% от наследственности
20% экология
10% мед.помощь
И.П.Павлов при вручении ему в 1904г. Нобелевской премии в области физиологии сказал:» В сущности нас интересует в жизни одно-наше психологическое содержание.» т.е. современным языком- наше психологическое здоровье.
Наша педагогическая работа и любима и трудна,и к сожалению мы не можем в силу обьективных обстоятельств снижать нагрузки, переехать в другой город, оградить себя от отрицательных эмоций,взять академический отпуск.
И, что же  происходит с нашим здоровьем, какие симптомы начинают подсказывать нам-обрати внимание,полюби себя для себя и своих близких,для полноценной и креативной работы, а ведь именно наша работа как ни какая другая способствует личностному росту,интересу к жизни.
Можно выделить следующие симптомы:
-хроническая усталость
-напряженность,раздражительность
-негативное отношение к педагогическому процессу(не хочу идти на урок,на лекцию)
-тревога,нарушения сна, аппетита
-необоснованная агрессия
-появление соматических заболеваний
-потеря интереса к работе в целом, к жизни
-конфликтность
-перенос своего состояния и настроения на близких и друзей
-ригидность мышления и поведения
-отрицательное отношение к ученикам
-эмоциональное выгорание.
Каковы же основные направления гармонизации личности педагога:
-поддержание мотивации на педагогическую деятельность
-педагогическая компетентность
-интеллектуальная, эмоциональная,педагогическая гибкость
-направленность на учащихся, на учебный процесс
-позитивное восприятие педагогом самого себя
-творческий и не стандартный подход в решении сложных проблем
-защита личного пространства
-стрессоустойчивость
-хорошее настроение
-ситуативная саморегуляция
-саморефлексия
-медитация,релаксация, спорт
-коррекция своего физического и психологического состояния
Возможны и другии пути гармонизации своего»Я» т.к. это зависит от многих
индивидуальных,  психологических и соматических причин,от нашего бытия,от возраста, социальной среды и общества в котором мы живем.Но мне кажется, что одна из первых и гуманных профессий на земле должна иметь достойное настоящее , будущее и крепкое здоровье.


  • Мой любимый советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Работа педагога-это работа сердца и нервов». Пусть наше сердце будет всегда здоровым, а нервы спокойными. И давайте не забывать библейскую заповедь:»возлюби ближнего как самого себя»-все начинается с себя.


Уважаемые  коллеги  на этой  странице  мы  вместе  будем  вести  диалог  
о компетентном  учителе,  о  тех  качествах,  которыми  должен  обладать  каждый  из  нас,  о  проблемах  и  трудностях.  Будем   открыты   в высказываниях   наших  мыслей,  идей,  предложений.  Именно  свобода   мысли  дает  нам  возможность  повышать  свой  профессиональный  уровень  и пребывать  в  комфортном,  рабочем   состоянии.

Сегодня  поговорим  о компетентности  учителя.  Компетентность-это латинское слово(соответствую, подхожу). Зачем нам  нужна  профессиональная  компетентность  или  достаточно   иметь  определенный   объем  знаний  в  своей  предметной  деятельности?   Компетентный учитель  интегрирует  в  себе  высокий  уровень   профессиональных,   педагогических, психологических,  социальных   качеств.   Это   стремление  к  творческому   осмыслению   своей   работы, способность  к  развитию  творческого  потенциала.  Не  надо  забывать  и   о  другой  стороне   педагогического процесса.   Его  результативность   зависит  от   мотивации   учеников  на обучение  и  осмысленного  получения  новых   знаний,   навыков,   умений.
Для  этого   необходима  система  отслеживания,   постоянного  измерения  качества(мониторинг  качества)  на всех   уровнях(рефлексия).
Главным  результатом  педагогической  деятельности  является   сам  ученик,  развитие   его  личности,  способностей,  умений.

Можно  предложить  следующий  набор  качеств  компетентного   учителя,
который  можно   дополнять   и  изменять.

Профессиональные   качества:

  • Мотивация на педагогическую деятельность.
  • Высокий профессиональный  уровень.
  • Творчество  в педагогической  деятельности.
  • Интеграция  информации.
  • Чувство  долга.
  • Рефлексия.
  • Повышение  профессионального  мастерства.
  • Самообразование.
  • Использование  инновационных  технологий.
  • Адаптация  к предметной  деятельности.
  • Адаптация  к педагогической  деятельности.
  • Психолого-педагогические  качества:
  • Стрессоустойчивость.
  • Корректность, тактичность.
  • Волевой  фактор.
  • Нравственность.
  • Индивидуальные  психологические  особенности( тип  нервной   системы,  темперамент,  характер...).
  • Деловой   имидж   педагога.
  • Умение   управлять  эмоциями.
Организаторские  качества:
  • Конкурентноспособность.
  • Умение  передавать  информацию.
  • Умение  управлять,  организовывать,  увлекать.
  • Соответствие  социальному  статусу.
  • Активность.
  • Умение работать в классе.
  • Пунктуальность.
  • Работоспособность,   трудолюбие.
  • Коммуникабельность.
  • Исполнительность.


Сегодня  я хочу  написать историю, иллюстрирующую  позитивный  подход  в  общении.

Один  восточный  властелин  увидел  страшный  сон,  будто  у  него  выпали  один  за  другим  все  зубы. В  сильном  волнении  он  призвал  к  себе  толкователя  снов. Тот    выслушал его озабоченно и сказал:"Повелитель, я должен  сообщить  тебе  печальную
весть.  Ты  потеряешь  одного  за  другим  всех  своих  близких".  Эти  слова  вызвали  гнев властелина.  он  велел  бросить  в тюрьму несчастного  и  призвать  другого  толкователя,  который,   выслушав  сон,  сказал: "Я  счастлив  сообщить  тебе  радостную  весть-ты   переживешь  всех  своих  родных".  Властелин  был   обрадован  и
щедро  наградил  его  за  это  предсказание.  Придворные  очень  удивились. "Ведь  ты   сказал  ему то  же  самое,  что  и  твой  бедный  предшественник,  так   почему  же  он  был   наказан,  а  ты   вознагражден?"- спрашивали  они.  На  что  последовал  ответ:
"Мы  оба  одинаково  истолковали  сон.  Но  все  зависит  от  того,  не  что  сказать,  а
как  сказать".



И опять про нашу  профессию: "Воспитатель- тот же  садовник".

Труд  воспитателя  можно  сравнить с трудом  садовника,  выращивающего  различные
растения.  Одно  растение  любит   яркий  свет  солнца,  другое- прохладную  тень;  одно
любит  берег  ручья,  другое-высохшую  горную  вершину. Одно  растение лучше  всего  произрастает  на  песчаной  почве,  другое- на  жирной  глинистой.  Каждому  нужен
особый,   только  для  него подходящий  уход,  ИНАЧЕ   ОНО  НЕ ДОСТИГНЕТ  СОВЕРШЕНСТВА  В  СВОЕМ  РАЗВИТИИ.
















Еще раз про общение.

                 " Пятьдесят лет вежливости".

Одна пожилая супружеская пара  после долгих лет  совместной жизни праздновали

золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала:"Вот уже пятьдесят лет, как  я

стараюсь угодить мужу. Я   всегда отдавала ему верхнюю  половину хлебца с хрустящей

корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот  деликатес достался мне". Она намазала  себе

маслом хлеб, а другую половину отдала мужу. Против ее ожидания  он очень обрадовал-

ся  и сказал: "Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже

более пятидесяти лет я не ел  нижнюю  половину хлебца, ту, которую я больше всего 

люблю. Я всегда думал, что она должна  доставаться тебе, потому что ты ее так 

любишь".



Типы педагогических  позиций.


"Делай,  как Я"

Идет  одномерное   воздействие  на  ученика.



"Давай  сделаем  вместе"

Одномерное воздействие   с  ожиданием   обратной  связи  со  стороны   ученика.



"Давай   подумаем вместе,   как сделать"

Двумерное  воздействие  с обратной  связью   со  стороны  ученика.



Выбираем  самый  результативный  тип педагогического
воздействия!?




Уважаемые  учителя!
Сегодня прозвучал последний звонок
 для нашего  11  класса. Пусть каждый из них найдет свою дорогу по жизни,  а нам  желаю здоровья,  гармонии во всем и радостных моментов   в  жизни. 




                                                                           26  мая   2017  года.






































2 комментария: